Истоки судостроения на Руси

Истоки российского судостроение уходят далеко в прошлое.

Одним из ярчайших исторических явлений, бороздившим моря и нагоняющим страх на врагов, были ладьи. Ладьи — морские и речные суда Древней Руси — упоминаются в летописях наряду с кораблями. Верткие, выносливые, быстрые судна, затерявшиеся в истории Киевской Руси девятого века, участвовали в походах на варягов, отражали набеги идущих на Русь крестоносцев, помогали в торговле. При походе на Византию 2000 ладей шли в боевом порядке на приступ города. На подобных ладьях совершил свое плавание по Волге из Твери в Каспийское море знаменитый торговец и путешественник Афанасий Никитин.

Что же такое славянская ладья? Приоткроем завесу истории времен дохристианской Руси и присмотримся повнимательнее.

Историки утверждают, что происхождением своим славянская ладья обязана варяжский судам – драккарам, на которых бравые викинги исколесили в походах и набегах все европейское побережье, доплыли до Американского континента и по системе рек отправлялись на торговлю с Востоком.

Первые ладьи строились следующим способом: за основу брались крупные стволы дуба или липы, из них вырезались лодки. Для увеличение высоты борта ладьи использовали крепкие доски. Назывались такие суда «набойными» ладьями. «Набойные» ладьи отличались небольшим весом и осадкой, что позволяло проходить на них через пороги. Позже начали делать ладьи исключительно из досок – «насады».

Обязательным элементом являлся резной нос в виде дивного животного, дракона, змея. Славяне считали, что резные носы устрашали врагов и обращали их в бегство.

Длина ладьи доходила до 20 метров, ширина – до 5 метров. На судне обязательно присутствовал парус и весла. При хорошей ветреной погоде шли под парусом, иначе же садились на весла. Лишних гребцов на ладью не брали. На веслах сидели дружинники, войны, готовые в любой момент сойти на берег и ринуться в бой. Благо, количество воинов на ладье было достаточным: до 100 человек. Эти же войны тащили ладью волоком, если было необходимо преодолеть сушу и далее продолжить поход по системе рек или по морю. Для протаскивания по суше ладьи снабжались специальными катками и колесами.

В современной России нашлись умельцы, увлекающиеся ранней историей, которые воссоздали технологию построения ладьи, опираясь на летописи и раскопки археологов. Ими были созданы несколько судов, не уступающих по качеству своим древним аналогам. Мало того, любители истории набрали команду, отправились в знаменитый путь «из варяг в греки» и успешно его преодолели.