История отечественного судостроения

Описать всю эволюцию развития отечественного судостроения в одной небольшой заметке просто невозможно, поскольку оно охватывает очень большие масштабы, начиная от военного производства субмарин и заканчивая проектированием морских и речных кораблей, не принимая во внимание парусное судостроение. По каждому из виду судов и кораблей написаны целые книги с подробным описанием и историей создания. В этой статье будут отмечены лишь те события и достижения отечественного судостроения, которые вписаны в исторические летописи и сегодня у всех на слуху. Любой успех судостроения – это в первую очередь, конечно же, достижения в военном производстве, потому как каждое независимое государство стремится защитить свои интересы и приоритеты не только на суши, но и на воде, отсюда такие внушительные капиталовложения в строительство военных субмарин, линейных кораблей, крейсеров, авианосцев и т.п.

Основной бум отечественного судостроения приходится на конец девятнадцатого и двадцатый века. В этот исторический для России промежуток времени происходят яркие открытия в судостроении, о которых мы поговорим чуть позже. Стоит также отметить, что, например, история создания первой субмарины весьма запутанный факт и конкретных доказательств о происхождении первой подводной лодки в России Вы вряд ли найдете, можно встретить лишь упоминания в литературе, что такой-то инженер предпринял очередную попытку построить подводный корабль. Основы для развития судостроения были заложены еще во времена Петра I. В период его правления активно начинает развиваться деревянное судостроение, сам Петр I не раз ездил к голландским умельцам, у которых обучался этому хитрому делу. Именно в восемнадцатом веке при Петре I было спущено на воду первое более или менее современное судно и налажено морское и речное сообщение между соседними государствами. Если говорить о тяжелом морском вооружении, то корабли и подводные лодки начали активно конструироваться в конце девятнадцатого века и широкое применение получили в русско-японской войне. Хотя Российское государство потерпело сокрушительное поражение в легендарном Цусимском сражении – это никак нельзя списывать на превосходство военных кораблей и вооружения противника, скорее всего это связано с революцией, которая в этот момент шла внутри государства. В период первой мировой война на вооружении Российского морского флота находились следующие корабли: крейсеры, подводные субмарины, линкоры, линейные корабли и у каждого из них имеется своя история.

Подводные субмарины. Подводные лодки всегда считались секретным оружием морского флота. Они могут использоваться как для проведения боевых операций, так и для научных исследований, например, изучение геомагнитного поля земли. Первые шаги в области подводного кораблестроения предпринимались многими российскими проектировщиками в разное время: 1834 год Карл Андреевич Шильдер, 1855 год Оттомар Борисович Герн, 1862 год И.Ф. Александровский, 1877 год Степан Карлович Джевецкий. Современные подводные лодки в качестве двигателя использую атомную энергию и оснащены мощным вооружением, они способны поражать как подводные цели, так и надводные, оставаясь практически незаметными для врага. Первая атомная подводная лодка появилась на вооружении СССР в 1958 году и назвалась «Ленинский комсомол».

Крейсеры. Первые упоминания о крейсере можно найти еще у Петра I, так назывался один из флагманских деревянных кораблей, на нижней палубе которого располагались пушки. Во время первой мировой войны крейсерами назвали корабли на паровых двигателях, которые были предназначены для ведения военных действий в период русско-японской войны. К таким крейсерам относятся всем известный «Варяг» и «Аврора». Благодаря советским крейсерам были выиграны многие морские сражения во время второй мировой войны. Сегодня большинство современных крейсеров имеют атомные двигатели и способны нести на своем борту большой запас вооружения.

Авианосцы. В конце двадцатого века на вооружении российского флота появляется такое грозное оружие, как авианосец – это своего рода плавучий ангар для истребителей. Такое судно несет круглосуточное дежурство в водах океана и способно принять на борт более десяти истребителей. На данный момент на вооружении Росси состоит только один авианосец – «Адмирал Кузнецов», отвечающий более или менее современным требованиям, остальные же списаны или проданы в пользование Китаю. Однако к 2015 году в России планируется построить около двух или трех новых авианосцев. Как это не печально говорить, но наша страна не может похвастаться успехами в этой области кораблестроения и уступает по многим показателям такой стране как США, на вооружении которой находится 13 авианосцев.

Зато мы можем похвастаться успехами в строительстве пассажирских теплоходов и лайнеров. Именно в России был построен в 1908 году первый теплоход – «Дело». С 1903 года по 1913 года в нашей стране было спущено на воду около 12 теплоходов: «Вандал», «Сармат», «Коломенский», «Илья Муромец» и ряд других. За рубежом строительство теплоходов началось лишь после 1914 года. На сегодня теплоходы составляют порядка 78,5% мирового флота.