Деревянное судостроение

Историю всего деревянного судостроения можно уместить в нескольких томах книг и эту историю должен знать каждый русский человек, хотя бы начиная со времен Петра Великого, когда были построены на верфи и спущены на воду первые современные парусные фрегаты и военные корабли.

Если коснуться истории деревянного судостроения, то она уходит вглубь веков. Первые плоты, средневековые галеры, галеоны, каравеллы, парусные линейные корабли появились еще в средние века нашей эры. Водные ресурсы поначалу использовались людьми для охоты и рыболовства и лишь, начиная с двенадцатого века человек, начинает использовать водный транспорт для налаживания торговых отношений с соседними государствами, а также для ведения морских сражений. Уже в конце двенадцатого века на Руси были построены первые палубные суда, которые предназначались для морских баталий, на палубе таких судов находились воины. До наших дней дошли следующие названия этих судов: шитик, поморская ладья, раньшина и карбас. Шитник – это небольшое деревянное судно, снабженное навесным рулем, одной мачтой, прямым парусом и веслами. Поморская ладья – трехмачтовое деревянное судно, с тремя прямыми парусами. Раньшина – очень интересное судно, использовалось, как правило, для передвижения в водах, где присутствовали ледянки. Конструкция подводной части этого суда имела яйцевидную форму и при встрече со льдом она сжималась, после чего приходила в первоначальный вид. Карбас – двухмачтовое деревянное судно, на мачтах которого использовались либо прямые рейковые паруса, либо шпринтовые паруса. Серийный выпуск деревянных судов начался на Руси, начиная с пятнадцатого века, на новой построенной верфи в Соловецком монастыре. Очередной прорыв в области деревянного судостроения сделали в 16-17 вв. запорожские казаки, которые совершали постоянные нападения на своих судах под названием “Чайка” на турок. После завоевания Иваном Грозным в 1552 году Казани и Астрахани для Руси открываются новые выходы к Каспийскому морю и эти города становятся стратегическими центрами в области деревянного судостроения. Окончательный переход от судов к кораблям был сделан в 1669 году, когда с верфи на воду был спущен корабль “Орел”. Дальнейшее развитие российского флота связано с Великим Петром. Именно он заложил основы для современного деревянного судостроения. Летом 1693 года в городе Архангельск была заложена первая верфь для постройки военных морских кораблей, началось ударное строительство морского флота России. Сам Петр много раз ездил за границу на обучение корабельному делу. Весной 1700 года был построен корабль “Гото Предистинация”, который нес на вооружении 58 пушек. В 1702 году архангельскими умельцами на воду были спущены пару фрегатов: “Меркурий” и “Святой Дух”. В 1703 году центром адмиралтейства становится Санкт-Петербург – здесь заложена самая большая судостроительная верфь страны. В 1712 году с этой верфи был спущен на воду военный корабль “Полтава”, который был оснащен 54-мя пушками. Самым большим кораблем времен Петра I считается корабль “Лесное”, на его вооружении состояло 90 пушек, построен он был в 1718 году. Петр I заложил фундамент для Росси в морском кораблестроении, и к 1714 году на вооружении нашей страны имелась своя собственная флотилия в Балтийском и Каспийском морях. Россия имела морское территориальное преимущество над другими государствами, Петром были открыты новые морские пути для торговли. История деревянного судостроения заканчивается в конце девятнадцатого века, когда на вооружение поступают тяжелые корабли. На мой взгляд, самый яркий отпечаток в истории деревянного судостроения оставили такие суда и корабли как: струг, галера, ладья, парусные линейные корабли и фрегат, потому что именно эти модели чаще всего использовались в торговых отношениях и морских сражениях.

Подводные субмарины, теплоходы, крейсеры – все эти корабли сегодня представляют собой железных коней, которые состоят на вооружении многих стран, однако, это не означает, что история побед деревянного судостроения канула в небытие. На сегодняшний день на территории нашей страны имеется не одна верфь, которые занимаются проектированием и строительством деревянных кораблей и судов для музеев, отечественного кинематографа и просто любителей истории.