Проблемы отечественного судостроения

Отечественное судостроение в прежние годы занимало лидирующие позиции среди мировых держав – производителей судов. Но на сегодняшний день былые преимущества в значительной мере утрачены. Достаточно сказать, что внешнеторговые перевозки осуществляются российскими судами лишь на 4% от общего количества. Ранее этот показатель составлял 65%. Необходимость решения проблем судостроительной отрасли назрела, как никогда.

Судостроение является важной составляющей экономического развития государства. Дело в том, что это наукоемкая отрасль, создание одного рабочего места в судостроительном производстве влечет за собой появление еще четырех, как минимум, рабочих мест в смежных отраслях. Новые технологии, которые постоянно создаются в процессе строительства и оснащения судов, способствуют развитию науки и техники.

Неудивительно, что государства постоянно оказывают поддержку своим судостроителям, прежде всего, кредитованием на длительный срок и на выгодных условиях. Во многих странах, к примеру, в Америке, существуют протекционистские законодательные акты, направленные на вытеснение с внутреннего рынка зарубежных судопроизводителей. В России же основными причинами, тормозящими развитие отрасли, являются крайне невыгодное кредитование и высокие налоговые ставки.

Если зарубежное судостроение кредитуется на длительные сроки, поскольку процесс создания судна длительный, то в России кредиты выдаются сроком на 2 года и под непомерные проценты. В результате отечественные суда оказываются неконкурентоспособными, потому что их стоимость на 16–20% выше аналогичных зарубежных. По этой причине спрос на отечественные суда очень низкий, а например, половина рыбопромыслового флота России требует срочной замены, поскольку срок эксплуатации давно закончился.

Решить проблемы отечественного судостроения без всесторонней поддержки государства невозможно. В первую очередь необходимо менять законодательство, как налоговое, так и таможенное. Необходимость платить огромные налоги губительно влияет на судостроение. Еще одним шагом, который оживит отрасль и вернет наших корабелов на ведущие международные позиции, стало бы льготное кредитование. Исходя из стратегической важности судостроения, государство должно изыскать возможности выделения таких кредитов.

Россия – морская держава, производство судов у нас всегда соответствовало мировым стандартам. В последние годы мы утратили свои позиции, только поддержка государства может вернуть российскому судостроению былую славу. Не стоит забывать, что отрасль может принести в бюджет страны немалые суммы доходов.